РусскийУкраїнськаEnglish

Мастиф или горная собака?

Автор Ричард В. Айкхорн, питомник тибетских мастифов «Drakyi»
В этом двухчастном цикле мы раскроем тонкости породного типа тибетского мастифа. Этот вопрос десятилетиями был причиной внутренних споров и разногласий в международных сообществах, занимающихся тибетскими мастифами, и он же являлся причиной того, что эта древнейшая из пород не была принята в AKC до 2007 г.

Несмотря на то, что в каждой породе собак есть отклонения, различия в мире тибетских мастифов почти можно назвать различиями между породами, а не между разновидностями в рамках одной породы. Мы говорим как минимум о двух, возможно, трех или более индивидуальных разновидностях в породе. Они отличаются размером, типом, окрасом и шерстью и могут (или должны?) быть представлены на ринге в виде отдельных пород. Таким образом, судьи оказываются в затруднительной ситуации и вынуждены перестраховываться и выбирать усредненную рабочую собаку, сочетающую в себе лучшие черты имеющихся разновидностей, или лучшего представителя породы согласно своим собственным предпочтениям.

На мастер-классах мне чаще всего задают такой вопрос: «Почему у этой породы такие существенные расхождения в размере и типе?»

Говоря простым языком, причина кроется в противоречии между изначальной восточной потребностью в выполнении функций и западной потребностью в едином, различимом породном типе. Заводчики и владельцы на родине породы занимались разведением с точки зрения функции и формирования характера, пригодного для охраны скота, уделяя меньше внимания постоянству размера, типа, окраса и шерсти. В связи с чрезвычайной изолированностью популяций собак-производителей на Тибете, связанной с суровым климатом и небезопасной местностью, у отдаленных деревней часто имелись собственные версии тибетского мастифа.

Есть исторические подтверждения существования различных разновидностей (подвидов) тибетских (гималайских) собак («цанг-хи», «до-хи», «львиный тип», «тигровый тип», «снежный тип», «гималайская пастушья собака», «бхотия», «банжарский мастиф» и т.д.), которые, как считается, использовались для возрождения этой породы и спасения ее от вымирания после китайской оккупации Тибета в 1950-ые годы. Все эти изменения отражены в современных родословных книгах тибетских мастифов и в настоящий момент рассматриваются под общим заголовком «Тибетский мастиф». На родине тибетского мастифа, которого в странах, поддерживающих стандарт FCI, теперь называют «до-хи», в Китае и Тибете - «цзан-ао» (тибетская собака), а в Тайване - «ао-чен», люди не стремились к такой стандартизации с точки зрения внешнего вида (фенотипа), которая существует в западном собачьем мире.

Причина проста: разведение собак в Тибете традиционно определялось географическими особенностями с учетом экстремальных климатических условий, а не являлось результатом международного, вдумчивого процесса, который сегодня принято ассоциировать с собаководством. Кочевая жизнь скотоводов не способствовала разработке программ разведения, и породный тип (внешний вид) интересовал кочевников не в первую очередь. Работоспособность благодаря физической крепости и ярко выраженная склонность к охранной работе были двумя наиболее желанными и ценным чертами собак. Первоначально тибетцы не вполне разбирались в генетике и не применяли ее при разведении собак, поэтому они не смогли ограничить тенденцию изменения типа, которую можно контролировать с помощью селекционных программ племенного разведения, существующих сегодня на Западе. Так в разных регионах возникли разные типы и разновидности.

Эти различия (между мастифом и овчаркой (горной собакой)) до сих пор отчетливо видны в разных программах разведения и местных популяциях. Чтобы объяснить это расхождение, Лионел Джейкоб в 1901 г. рассказал о своем последнем путешествии по Тибету: «Можно взять любых двадцать тибетских собак (мастифов), выстроить их в один ряд, поставить на одном конце особь, наиболее похожую на мастифа, а на другом - наиболее напоминающую овчарку, а остальных рассортировать между ними в качестве промежуточных звеньев. В итоге совершенно невозможно будет сказать, где закончилась одна разновидность, и началась другая».

Кроме того, он признает, что различие между наиболее «мастифообразным» и наиболее «овчаркообразным» типом тибетского мастифа является, мягко говоря, значительным, учитывая расхождения в типе и размере, и даже цвете и темпераменте. Это утверждение справедливо и сегодня, спустя более 100 лет! Две наиболее часто встречаемые и описанные в исторических источниках разновидности тибетского мастифа, о которых упоминал Джейкоб, сегодня известны как «цанг-хи» и «до-хи». При этом считается, что первую представляют наиболее престижные, крупные и ценные собаки, а вторая - широко распространенная рабочая разновидность. Лучше всего разновидность «цанг-хи» описал Уильям Гилл в своем рассказе о путешествии через Китай и Восточный Тибет в Бирму в 1880 г.:

«У вождя была огромная собака, которую он держал в клетке на стене рядом с входом. Она была очень крепкого телосложения, имела черно-подпалый окрас (при этом подпал имел очень хороший оттенок). Шерсть у нее была довольно длинной, но гладкой. У собаки был пушистый хвост, гладкие с подпалом ноги и огромная голова, которая казалось непропорциональной относительно тела и по форме очень напоминала голову бладхаунда с нависающими губами. Налитые кровью глаза собаки были очень глубоко посажены, а уши у нее - плоские и висячие. Подпалые пятна были над глазами, и одно подпалое пятно на груди. Длина от кончика носа до начала хвоста была один метр двадцать сантиметров, и высота в холке составляла восемьдесят шесть сантиметров. Собаке было три года, и это была настоящая тибетская порода (мастиф)».


Автор знаменитый британский художник-анималист Артур Вардл. Показаны идеальные черты и пропорции породы. Если бы такая собака существовала сегодня, и у нее была бы более длинная шея, более обильная грива и очес, которые приходят с возрастом, то мы бы регулярно видели ее среди победителей.

В этом описании дается очень четкая, наглядная картина относительно типа, и специально упоминается гигантский размер и особенности, характерные для мастифа. Самый крупный тип, «цанг-хи», часто можно было встретить в монастырях, где собаки служили постоянными охранниками - владельцы дарили их монахам, чтобы снискать божью милость. Других собак продавали богачам для охраны дворов, поскольку лишь очень немногие люди могли позволить себе прокормить такое крупное животное.

При этом менее крупные, более распространенные, овчаркообразные до-хи оставались в деревнях, на пастбищах, с караванами и путешествовали с кочевниками: они служили, скорее, как охранники скота (стада). У первых собак, которых привезли в США около 40 лет назад, была именно такая насыщенная, чрезвычайно разнообразная генетическая база. Они отличались по типу, качеству, подлинности и даже «чистоте», которая зависела от места их происхождения и влияния других факторов среды. Несмотря на то, что эти первые привезенные собаки представляли собой несметное число разновидностей, о которых Лионел Джейкоб упоминал в своем повествовании, большинство сегодняшних тибетских мастифов уже можно разделить на два типа, известных в истории как «тибетский мастиф»: мастифообразная цанг-хи и горная (овчаркообразная) до-хи. Хотя разрыв между этими двумя типами часто был размыт и преодолевался путем смешения современных линий, по-прежнему с точки зрения размера, породного типа, шерсти, окраса и порой темперамента заметны значительные отличия.

Я уже был готов наградить лучшую собаку выставки и попросил передать розетку или приз. В этот момент мне сказали: «Это вон тот красный автомобиль за рингом!» На фотографии: Уонг Жанкуй, «отец тибетского мастифа в Китае» (крайний слева); мэр (слева от машины); заводчик/владелец лучшей собаки выставки (в центре); Кэролин Александер, коллега-судья; госпожа Луо Го; я и Ву Шинн Шёнг, специалист по породе от FCI из Тайваня, заводчик тибетских мастифов (крайний справа).

В 2007 г. я ездил в Китай судить на специальной выставке тибетских мастифов в г. Аньяне (собака, которую я выбрал в качестве лучшего представителя породы и лучшей собаки выставки, выиграла автомобиль!), и именно тогда мне крайне посчастливилось познакомиться с бывшим мэром г. Лхасы, господином Луо Го. Ему около 70 лет, он родился в Тибете, прожил там всю свою жизнь, держал и разводил тибетских мастифов до, во время и после китайского вторжения, и продолжает заниматься этим по сей день. Несмотря на мой более чем 30-летний опыт разведения, владения, хэндлинга, несмотря на то, что я привез все основные линии, существующие сегодня в мире, и это позволило мне шире и более глобально понимать и смотреть на породу, заветной целью для меня было встретить такого человека, который на самом деле прожил всю свою жизнь рядом с «истинной» породой в сердце ее родины.

Больше никаких мнений или простых гипотез: он говорил факты. Для записи его слов мудрости мне не хватало только каменных скрижалей. Я с радостью учился у него ту неделю, пока шла выставка, где мы были VIP-персонами, и затем еще одну неделю в 2008 г., когда нас пригласили в качестве гостей на открытие нового, стоящего несколько миллионов долларов питомника, в котором были эксклюзивно представлены собаки из самого Тибета или из популяций, выведенных тибетцами на плато Цинхай в Китае. Мое представление о породе и знания были одновременно поставлены под сомнение, пересмотрены, и подтверждены.

Здесь впервые в мире и эксклюзивно для журнала Modern Molosser публикуется статья, которую он поручил мне передать западному миру, дополненная фотографиями описываемых собак.

Я искренне надеюсь, что статья мэра подтолкнет вас к пониманию того, что представляет собой истинный тибетский мастиф, а также поможет научиться выделять на ринге главное и второстепенное. Во второй части этого цикла будет более подробно рассказано о «цанг-хи долинного типа», «цанг-хи плоскогорного типа» и «львином типе до-хи». Если в процессе чтения у вас будут возникать вопросы по типам, направляйте их мне по адресу This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it , чтобы я смог ответить на них в следующем выпуске. А пока желаю Вам хорошего судейства!

Из первых рук: Тип и форма тибетского мастифа в Тибете
Автор Луо Го

Перевод Ву Ченгмин, Исследовательский центр тибетских мастифов, Гон И, Китай

Тибетский мастиф - это исконная порода, которая отличается основательностью и костяком; у нее четыре сильные и крепкие конечности, мощные мышцы, плотное телосложение, и при этом под кожей нет лишней массы. Все эти черты приспособлены для экстремальных высокогорных и холодных климатических условий. У тибетских мастифов хорошая воспроизводительная способность и иммунная система, они поздно взрослеют. Их густая шерсть - из устойчивого к погоде волоса, а массивный подшерсток предназначен для сохранения тепла.

Тысячелетиями тибетский мастиф размножался в суровой природной среде Тибета с минимальными ресурсами. Люди не занимались их разведением систематически, поэтому нет ни очевидного внешнего влияния, ни крайних отклонений, и поэтому эта порода сохранилась в древнем и исконном виде.

Несмотря на этот факт, тибетские мастифы могут отличаться по типу. В некоторой степени различия в физическом строении и типе являются результатом влияния среды, то есть местности, экологии и методов разведения щенков, которые определялись имеющимися ресурсами и социальной экономией. Ниже даются пояснения о том, как тибетские мастифы на плато Цинцзан делятся по типу, строению и функции.


Долинный Тибетский Мастиф

Долинный тибетский мастиф в Тибете (сокр. «Цанг-хи»)

В Тибете долинный тибетский мастиф, или «цанг-хи», как правило, встречается и разводится в горных районах на юге, в уездах Тибетского автономного района Цомэй, Цзячжа Саньру, Цона и Лхюндзе - все округа с высокогорными долинными пастбищами.

В середине 19 века Чарльз Дарвин в своей книге «The Variations of Animals and Plants Under Domestication» (Изменение животных и растений в домашнем состоянии) говорит об «огромном черном мастифе», живущем в южных районах гималайских гор Тибета. Здесь он, безусловно, имеет ввиду больших тибетских мастифов, которые, как известно, водились в этом районе.

Обычно тибетский народ называет их «цанг-хи» из-за очень крупного размера и, в особенности, первоклассного и предпочтительного типа этой разновидности. Данный вид тибетского мастифа ценится за свои охранные способности и бдительность, и за его красивый, желаемый тип. Мы часто привязываем их к воротам или с обеих сторон юрты как охранников или "до-хи", на случай, если придут незваные гости.

У самого выдающегося взрослого кабеля размер превышает 75 см, а взрослые суки в среднем достигают 70 см. У них очень большая голова и выраженный затылочный бугор, толстые и длинные висячие уши, глубоко посаженные глаза с треугольным разрезом, и если собака сердится, у нее видна красная мигательная перепонка; верхняя губа свободно нависает, углы рта приоткрыты, хорошо заметная полноценная грива до холки и широкая прямая спина, постепенно поднимающаяся к заостряющемуся и сужающемуся крупу, слегка подтянутый живот. Для этой разновидности характерны следующие окрасы: черно-подпалый («цзяма») и сплошной черный («дунма»), допускаются некоторые белые отметины. Золотистый, разноцветный, разбавленный серый окрас и прочие указывают на смешение с иными типами тибетских мастифов или скрещивание с другими гималайскими собаками.

Преобладающими чертами долинного тибетского мастифа, или «цанг-хи», являются:

1. Специальная способность охранять собственность

Из-за более крупного и крепкого телосложения и более долгого одомашнивания долинного тибетского мастифа голова и верхняя губа цанг-хи с возрастом становится более и более выраженной и отвислой, что делает его менее способным и пригодным для схватки с хищниками. Поэтому долинного цанг-хи не следует отдавать на пастбище. Тысячелетиями долинные тибетские мастифы цанг-хи не принадлежали к разновидности, используемой для охраны скота. Они ценятся за то, что проявляют бдительность дома и приносят радость семье. Этот тип тибетского мастифа верен своему хозяину и домашним животным хозяина. Они не только признают и принимают людей, но и допускают незнакомцев, общающихся с семьей хозяина. Однако они не потерпят никаких незнакомых животных рядом с животным или домом своего хозяина, особенно ночью. Они остаются настороженными и бдительными в течение всей ночи и охраняют свою домашнюю собственность.

Если им встретится нарушитель, или они окажутся в новой ситуации, то хозяин сможет по лаю определить, является ли незваный гость зверем или посторонним человеком, и, кроме того, сможет понять направление и расстояние, чтобы подготовиться и принять наиболее эффективные меры. При нарушении границ цанг-хи внезапно бросается к незнакомцу и обнюхивает его, чтобы опознать. Если в этот момент чужак будет стоять не подвижно, то с ним ничего не случится. В противном случае цанг-хи вцепится и будет держать его, применив для этого столько силы, сколько потребуется до прихода хозяина.

2. Доставляет радость внешним видом и поведением

У цанг-хи особый звучный, сильный и очень глубокий голос. В любой момент цанг-хи может использовать разные звуки, чтобы в точности предупредить хозяина и оповестить о расстоянии, отделяющем тибетского мастифа от незнакомца. Тибетские специалисты считают, что в лае цанг-хи есть мощный рокот, которого нет у других типов мастифов. Наследование этого особого звука является очень стабильным и доминирующим признаком цанг-хи. Хотя при смешивании типов тибетского мастифа лай может измениться, потомков чистокровного цанг-хи можно отчетливо узнать по их звучному, глубоком и приятному голосу. Конечно, очень важно сохранить этот особый ценный тип и звук.

Нам жизненно необходимо дорожить и сохранять чистокровного цанг-хи, долинный тип тибетского мастифа, уважать и защищать их древние традиции. Кроме того, необходимо тщательно отбирать и использовать генетические данные, чтобы добиться оптимальных результатов разведения путем постоянного поиска необходимой комбинации этого типа. Учитывая меняющийся мир, в котором должен жить тибетский мастиф, и его меняющуюся роль в жизни человека, эту тему необходимо сделать предметом общего обсуждения.

В качестве важного факта, уникального и ключевого для этого типа, следует напомнить, что звуки, издаваемые цанг-хи меняются, если уменьшается расстояние между собакой и незнакомцем. Звуки цанг-хи меняются и становятся более громкими, когда он сидит, и когда стоит, и когда идет, и когда бежит. Если незнакомец проходит мимо, то привязанный цанг-хи рванет вперед и натянет до предела цепь, его шея будет сдавлена, он будет задыхаться, глаза нальются кровью, зубы начнут скрежетать, и в этот момент мы услышим только резкий, грубый лай и учащенное дыхание. Все этого говорит о свирепости. Несмотря на то, что это выглядит крайне волнительно, в итоге мы чувствуем себя защищенными, расслабленными и беззаботными. Это приятно волнительное зрелище.


 

 

Плоскогорный Тибетский Мастиф


Плоскогорный тибетский мастиф или «дро-хи» в Тибете (обычно ошибочно говорят «до-хи»: этим словом называют любую привязанную сторожевую собаку любой породы или уличную в районах Гималаев).


Плоскогорный тибетский мастиф или, как говорят некоторые, «пастушеский тибетский мастиф дро-хи» обитает в Ганьнань-Тибетском автономном районе, провинции Цинхай и местности Сычуань-Цзан. Тибетские мастифы из уезда Хэцюй являются одними из самых типичных представителей выдающейся разновидности, известной как плоскогорные тибетские мастифы, «дро-хи». Согласно исследованию господина Цуй и господина Янь из Сельскохозяйственного колледжа Ганьсу, этот вид тибетского мастифа в основном обитает в области уезда Хэцюй. Тибетцы называют его «дро-хи», что означает «тибетский мастиф, живущий в степи или на пастбище». У него следующие основные черты:

1. Большой размер, сильный, крепкий корпус и костяк с координированными и сбалансированными движениями. Рост превосходного взрослого кобеля составляет не менее 73 см и обычно больше. Рост взрослой суки значительно превышает 65 см. У этой разновидности крупная голова и выступающая верхушка черепа. Уши и нее меньше, чем у долинного цанг-хи. Верхняя губа расслабленно нависает. На шее и морде есть как минимум две выступающие складки. Спина широкая и ровная, заметно поднимающаяся к плечам. Умеренно подтянутый живот. Хвост спирально изогнут и завернут за спину.

2. Основный окрасы: черно-подпалый, черный и золотистый. Встречаются и другие цвета, такие как серый или белый, но, скорее, у межпородных собак. Львиный тибетский мастиф

3. Шерсть должна быть местами объемистая и длинная, хорошего качества и устойчивая к холодной погоде.

4. В степи тибетский мастиф становится грозным и всегда насторожен. Он очень предан хозяину и выполняет свою работу. Эта собака проявляет очень развитые защитные способности и может быть жестока к нарушителям, не боится вступать в бой с дикими животными. Она хорошо подходит для охраны стада. Дро-хи может всю ночью простоять на страже, прогуливаясь вокруг дома и собственности, защищая и оберегая покой людей и скота.

5. У дро-хи, или плоскогорного тибетского мастифа, более слабый и высокий лай, чем у долинного тибетского мастифа (цанг-хи). Для уха он не такой звучный и приятный. Это крепкая собака с более толстыми складками на шее и морде, чем у долинного тибетского мастифа (цанг-хи). Можно говорить о том, что у этих двух типов существуют дополняющие друг друга черты, которые может смешивать в программе племенного разведения, селекционной стратегии выведения будущих поколений. Между плоскогорным (степным) тибетским мастифом (дро-хи) и долинным тибетским мастифом (цанг-хи) нет существенных функциональных различий, кроме звука голоса дро-хи, который не такой звонкий.

Оба этих типа лучше всего подходят для охраны и наблюдения, для удовольствия и разведения, и их предпочитают другим типам местных овчарок. Исследовательский центр тибетских мастифов в провинции Чжун Юань внес значительный вклад в восстановление и сохранение тибетского мастифа. В этом центре появились многие идеальные образцы плоскогорного (степного) тибетского мастифа (дро-хи).

Однако по-прежнему очень важно создать и развить высококлассную генетическую базу наилучших кровных линий тибетских мастифов. Главным образом, под тибетским мастифом понимают, особенно западные люди, долинного тибетского мастифа (цанг-хи) и плоскогорного тибетского мастифа (дро-хи). Обе разновидности представляют собой крупных и прекрасных мастифов с отвислыми губами.





Львиный тибетский мастиф


В Тибете редко можно встретить не такого известного и чистокровного длинношерстного тибетского мастифа львиного типа, хотя в некоторых местах это тип широко распространен. Он в основном появляется в Шаннане, А’ли, Ченгду, Тибете и встречается у пастухов Дицина в провинции Юннань, Китай. (Также более распространен в некоторых западных питомниках.) Характер этого типа очень настороженный, он может быть агрессивным и помогает пастухам в охране. Как правило, его привязывают для охраны («до-хи») у ворот или с обеих сторон юрты.

Рост отличного взрослого кобеля тибетского мастифа львиного типа в холке составляет не более 70 см, у сук – не более 65 см. У них более круглая голова, крупная и короткая морда с более плотно прилегающими губами, широкая спина и длиннее корпус. Выступ холки незаметен из-за чрезмерно длинного волоса (как у чау-чау). Шерсть покрывает все тело. Основной окрас: серый, серо-подпалый, черно-подпалый и черный. Львиный тип с белым и желтым окрасом – это, как правило, результат скрещивания собаки львиного типа с дро-хи или другими гималайскими собаками.

 

 

 

 

 

 

 

Об авторе

Луо Го прожил всю жизнь в Тибете, был мэром г. Лхасы, Тибет, и на сегодняшний день является наиболее опытным специалистом по тибетским мастифам в мире. Ему более 70 лет, и он всю жизнь прожил бок о бок с тибетскими мастифами. Его уникальная точка зрения, результат многих десятилетий опыта владения и разведения, сформировалась благодаря наблюдению за породой на ее родине, до, во время и после китайской оккупации Тибета в 1950-ые годы.

 
top